|
Начальная дрессировка щенка.
Приучение щенка к соблюдению чистоты
Для того, чтобы приучить щенка не пачкать в доме, во-первых, нужно его как можно чаще выгуливать. Совершенно необходимо быстро вывести на улицу щенка сразу после еды, сна или длительной игры, иначе щенок напачкает обязательно, и тогда пеняйте только на свою лень. Как только он сделает свои "дела" на улице, его необходимо радостно похвалить.
Очень могут помочь в обучении чистоте старые газеты. Пока щенок слишком мал для прогулок, хозяин берет несколько старых газет, промокает сделанную малышом лужу и кладет эти газеты в доступном и удобном для последующей уборки месте. Далее щенка приучают ходить только на газеты. Как только щенок завертится в поисках подходящего места, хозяин переносит его на газеты. Если щенок пытается напачкать в другом месте, его можно наказать, но только исключительно в момент совершения проступка и ни в коем случае не свернутой газетой (свернутая газета издает хлопок при ударе, а боязнь хлопков - не лучшая перспектива для будущей служебной собаки). Когда наступает пора приучать щенка опорожняться на улице, хозяин берет эти пропахшие газеты, кладет их на улице, вблизи от дома и водит туда щенка. Если щенок продолжает пачкать в доме, то надо стараться почаще "ловить его с поличным". Щенячьи лужи дома следует насухо вытирать тряпкой и обрабатывать дезодорирующими составами. Сейчас в зоомагазинах можно купить специальный дезодорант, делающий участки, обработанные им, совершенно непривлекательными для щенка.
Приучение щенка не брать со стола
Прежде всего, никогда ничего не следует давать щенку со стола, но этого недостаточно. Иногда следует умышленно оставлять на самом краю стола нечто очень привлекательное для щенка и из соседней комнаты незаметно за ним следить. В момент, когда щенок попытается этот кусок стащить, надо больно его наказать. Повторить это упражнение следует несколько раз.
Чтобы щенок или взрослая собака не попрошайничали возле стола во время обеда, недостаточно ничего ей не давать со стола (это лишь одно из условий), ведь поощрением попрошайничества будут служить изредка случайно роняемые, а также даваемые мягкосердечными гостями кусочки еды. Необходимо время от времени инсценировать ситуацию: специально ронять или просить гостя предлагать собаке кусочек еды, а когда собака попытается взять со стола, то наказать и строго отослать на место.
Приучение щенка к месту
Щенку в доме необходимо выделить и оборудовать место, где он будет отдыхать, а также куда будет обязан удаляться по команде хозяина. Место следует оборудовать там, где нет сквозняков, где собака никому не мешает и где достаточно светло. Оно должно быть не тесным, достаточно мягким, удобным для чистки и желательно приподнятым на 20-30 см над полом - так собакам больше нравится.
При необходимости отослать щенка на место хозяин подает команду "Место!", берет щенка на руки и относит на его место, где всячески поощряет. При необходимости отослать на место подростка, если тот не слушается, после соответствующей команды его берут за шкуру на загривке и силой отводят на место. Если он вновь покидает место, то "процедуру" следует повторить, но еще более строго. Особого внимания и строгости требуют попытки щенка расположиться отдыхать на диване или кровати. Некоторые владельцы склонны прощать это щенку, не видя в том ничего страшного. У них не хватает воображения представить себе картину, как скоро этот кроха вырастет, превратится в большого пса и однажды, после прогулки грязной осенней порой сделает то же самое.
Обратите также внимание на момент встречи щенком вас по приходе в дом. Если вы будете отвечать щенку на все его прыжки и попытки лизнуть с разбегу в лицо восторгом, то, когда собака подрастет, она вас будет просто сметать в порыве приветствия. Поэтому во время встречи целесообразно сначала строго отсылать на место, а уж потом, спокойно войдя в комнату, можно и пообщаться с заждавшимся щенком.
Приучение щенка к ошейнику и поводку
Привыкание щенка к ошейнику обычно никаких проблем не вызывает. Самое большее, что может потребоваться, - это отвлечь
его игрой. Приучать щенка к поводку желательно постепенно. Сначала во время прогулки пристегнуть легкий недлинный поводок, и пусть щенок просто с ним бегает. Если это не вызовет протеста, то можно взяться за конец поводка и поначалу следовать за собакой в выбранном ею направлении. А уж потом можно начать водить щенка на поводке туда, куда хотите идти вы. Впоследствии, после восьми месяцев, предстоит приучить щенка и к наморднику.
Приучение щенка не портить в доме вещи
У щенка весьма развита потребность что-либо грызть, поэтому его обязательно следует обеспечить различными, однако безопасными для его здоровья игрушками. Помните, что проглоченная тряпка или, например, куски разгрызенного резинового мячика могут стать причиной закупорки кишечника. Игрушки щенку желательно почаще менять, чтобы они не успевали надоесть. Если же щенок пытается грызть запретные для него предметы, то от этого его необходимо безотлагательно отучить. Щенка, подгрызающего ножку стула, следует больно ударить и отправить на место. Если он грызет тапок, то его нужно ударить тем же тапком - у щенка должно возникнуть понятие, что если тапок "побеспокоить", то он начнет "драться". Только делать это надо в случае, если вы застали его на "месте преступления".Не искушайте щенка - когда уходите из дома, уберите подальше всю обувь и предметы, которые вам не хотелось бы увидеть растерзанными. Можно также воспользоваться специальными препаратами "Антигрызин", продаваемыми в зоомагазинах: предметы, обработанные этим аэрозолем, теряют для щенка всякую привлекательность( но не всегда ).
Иногда щенок стремится ободрать обои или оторвать плинтус и грызть стену. Причина этого - потребность растущего организма в кальции, но, если вовремя не принять меры, то подобное может перерасти во вредную привычку. Достаточно дать щенку кусок обычного ученического мела и он прекратит грызть стены. Следует заметить, что для этого, как ни странно, подходит только натуральный мел, использование фирменных специальных подкормок в этом отношении почему-то малоэффективно.
Если плохо воспитанный щенок-подросток или взрослая собака, оставаясь в одиночестве, крушит в квартире все, словно Терминатор, даже двери прогрызает, то необходимы более радикальные меры. Подходит, например, такой метод: решив отправиться с кем-либо из дома, вы закрываете собаку в комнате и продолжаете собираться. Затем открываете уличную дверь, но в последний момент остаетесь в прихожей, затаившись с хлыстом в руке, а ваш партнер создает для собаки видимость, что все ушли: запирает снаружи дверь, спускается в лифте и выходит на улицу. Собака чаще всего начинает разгром через 5-10 минут. Как раз в этот момент владелец внезапно входит в комнату и больно наказывает ее, строго прогоняя на место. Если собака разрушительных действий так и не начинает, то не следует, войдя к ней, начинать рассказывать, какая она хорошая, напротив, несмотря ни на что, следует повести себя строго, чтобы собака ощутила себя под постоянным строгим контролем и даже не помышляла что-либо портить. Обычно бывает достаточно 3-5 повторений, чтобы собака усвоила требуемое навсегда. Можно использовать этот метод также для собак, которые в одиночестве лают или воют.
Знакомство щенка с окружающим миром
Л. В. Крушинский писал: "По инициативе И.П. Павлова были поставлены опыты по изучению влияния изолированных условий воспитания на формирование оборонительного поведения собак. С.Н. Выржиковский и Ф.М. Майоров (1933 г.) воспитали две группы щенят: одну - в условиях полной свободы, другую в изоляции. Выросшие собаки обеих групп резко отличались по своему поведению. Животные, выросшие в изоляции, оказались трусливыми".
Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш щенок вырос уверенным в себе, гордым и отважным, настоящим служебным псом, чтобы он не шарахался от громыхающих электричек, упавших кастрюль, канонады праздничного салюта и пьяниц, то вам необходимо обеспечить ему полноценную собачью жизнь. Как только будут сделаны основные вакцинации (поторопитесь успеть с этим до 2,5 месяца), со щенком необходимо начать прогулки. Постепенно взрослея, щенку предстоит познакомиться со всем разнообразием окружающего мира: побывать в лесу, в поле, на реке, познакомиться со свойствами воды, посетить дрессировочную площадку и щенячью выводку, поездить в машине, на электричке, увидеть различных домашних животных и многое-многое другое. Прогулки необходимы щенку не только для нормального формирования психики, но и для полноценного физического развития.
Команда "Ко мне"
Начиная с двух-трехмесячного возраста щенка, во время прогулок с ним всегда надо иметь в кармане лакомство. Подайте щенку команду "Ко мне!", присев и раскинув в стороны руки, привлеките его внимание. Как только щенок подбежит, немедленно радостно поощрите его, погладьте и отпустите гулять. Повторяйте такое через каждые пятьдесят-шестьдесят метров. Если щенок не подходит, то ни в коем случае не следует бежать за ним, напротив, надо убегать от него. После команды "Ко мне" категорически запрещается наказывать собаку или делать что-либо для нее неприятное. Это команда экстренного торможения, ее исполнение должно быть доведено до полного автоматизма; услышав ее, собака обязана забыть обо всем. Немало собак погибло под колесами автомобилей лишь из-за того, что были плохо обучены этой команде.
Однажды я гулял возле дороги со своим боксером Колья з Гроду Меркурего, тогда еще годовалым, как вдруг из-под самых его ног выскочила кошка и промчалась через дорогу точно перед колесами идущего автобуса. Колья устремился было за ней, но, услышав команду "Ко мне", резко остановился перед самой дорогой и выполнил требование. Если бы он не исполнил команду столь безукоризненно, то смерть под колесами была бы неминуема.
В возрасте четырех месяцев, когда щенок подходит уже безукоризненно, следует начать обучать его посадке перед дрессировщиком или возле его ноги (в зависимости от требований нормативов) и выдержке. Когда щенок подбежит, дайте ему команду "Сидеть!", помогите принять нужную позу, после чего поощрите. Когда щенок научится усаживаться сам, можно придерживать лакомство, заставляя щенка сидеть с каждым разом все дольше.
При обучении взрослой, уже испорченной дурным воспитанием собаки часто бывает невозможно обойтись без болевых воздействий. Для этой цели на собаку, кроме обычного кожаного ошейника, следует надеть еще и строгий, т.е. с шипами, и пристегнуть к каждому из них отдельный поводок. Во время прогулки держитесь за поводок, зацепленный за мягкий ошейник. Затем, в неожиданный для собаки момент подайте команду и через мгновение резко дерните за поводок, прикрепленный к строгому ошейнику, продолжайте быстро и сильно подтягивать к себе собаку, пресекая малейшее промедление собаки резкими рывками. Повторять это упражнение следует многократно, до полнейшего автоматизма.
Чтобы обучить собаку подходить по жесту (жест - распрямленная правая рука поднята в сторону до уровня плеча и затем опущена к бедру без хлопка), необходимо поначалу этот жест подкреплять голосовой командой и поощрять исполнение.
Команда "Сидеть"
Начинать обучение этой команде желательно с 2,5-3 месяцев. Поместив щенка возле левой ноги, возьмите поводок в правую руку, подайте команду "Сидеть", после чего левой рукой надавите на круп, а правой за поводок потяните вверх, вынуждая сесть, и немедленно поощрите. Когда щенок начнет по команде самостоятельно садиться, все дольше отсрочивайте поощрение, постепенно увеличивая выдержку.
На следующем этапе выйдите на шаг перед щенком, контролируя выдержку и пресекая любые попытки изменить положение строгим "Сидеть" и усаживанием рукой. В дальнейшем постепенно увеличивайте дистанцию отхода от щенка и время выдержки, а также темп удаления и возвращения.
Чтобы обучить выполнению команды по жесту (правая рука поднята, повернута ладонью к собаке и согнута в локте), необходимо поначалу сочетать ее с голосовой командой.
Команда "Лежать"
Начинать обучение желательно с 3-3,5 месяца. Усадите щенка возле левой ноги, подайте команду, после чего правой рукой потяните за поводок книзу, а левой надавите на холку. Некоторые собаки быстрее ложатся, когда в правой руке находится лакомство или апортировочный предмет. Поощряйте лакомством и поглаживанием по спине, одновременно придерживая собаку в нужном положении. Дальнейшее обучение аналогично команде "Сидеть". (Жест - распрямленная правая рука, поднятая вперед, до уровня плеча, ладонью вниз опускается к бедру).
Команда "Стоять"
Начинать обучение желательно с 3,5-4 месяцев. Усадите щенка возле левой ноги, затем подайте команду "Стоять", после чего, взяв левой рукой под живот, придайте щенку стоячее положение, а затем поощрите. При поощрении оглаживайте левой рукой под животом, одновременно, не позволяя щенку изменить положение. Особое внимание при отработке этой команды необходимо уделить выдержке. В положении стоя собака слишком склонна сделать шаг-другой, а этого нельзя допускать, поэтому наибольшее внимание следует придать
отработке выдержки, стоя в 2-3 метрах перед собакой. Если собака сделает хоть шаг вперед, то надо немедленно подойти к ней и, взяв правой рукой под грудь, а левой под живот, строго оттолкнуть ее назад на прежнее место. Нельзя прощать ни шага! Дальнейшее обучение аналогично команде "Сидеть". (Жест - правая рука приподнята вперед и согнута в локте ладонью вверх).
Команды "Сидеть", "Лежать", "Стоять", в комплексе
Для лучшего усвоения этих команд в дальнейшем их отрабатывают в комплексе. Дрессировщик при этом управляет собакой с расстояния, поначалу небольшого - 2-3 метра. Дрессировщик подает команды в разной последовательности, то одновременно и голосом и жестом, то раздельно. Особое внимание при этом уделяется тому, чтобы собака правильно выполняла команды, не сбивалась, не изменяла требуемого положения, не продвигалась. Это упражнение весьма сложное и приступать к нему следует не ранее 8 месяцев.
Команды "Сидеть", "Лежать", "Стоять", из движения
Двигаясь шагом с собакой на поводке возле ноги, дрессировщик резко подает требуемую команду, очень быстро руками фиксирует животное в нужном положении, продолжает движение еще на три метра, после чего возвращается к собаке и поощряет. Постепенно необходимо добиться от собаки, чтобы она сразу после команды останавливалась, принимала требуемое положение и не изменяла его, как бы далеко ни удалился дрессировщик. Темп движения дрессировщика можно варьировать от медленного шага до бега. Начинать постепенно отрабатывать это упражнение можно с 4-5 месяцев.
Команда "Рядом"
Держа собаку возле левой ноги па провисшем поводке, следует начать движение. Большая часть поводка при этом собрана в правой руке, а левая рука перехватывает поводок примерно
в 30 см от ошейника. Как только собака, отклонясь в какую-либо сторону, натянет поводок, следует дать команду "Рядом" и сделать рывок. Этот рывок должен быть достаточно чувствительным, потому как слабый рывок собака попросту игнорирует. Если собака вновь натягивает поводок, то нужно вновь повторить команду и рывок. Показателем правильности ваших действий является поводок между вашей левой рукой и собакой: если он провисший, то все идет правильно, если же он натянут, то вы недостаточно активны и тверды. Одновременно можно начать отработку поворотов в движении, используя их в то же время для приучения собаки хождению рядом. Если собака отстает или отклоняется влево, то, дав команду "Рядом", надо резко повернуть направо и поддернуть собаку к ноге. Если собака опережает или слишком прижимается к ноге, то дав команду "Рядом" следует повернуть влево и, натыкаясь на собаку, достаточно жестко оттолкнуть ее коленями.
Если дрессировщик останавливается, то собака должна сама сесть возле его ноги, для этого поначалу команду "Рядом" следует дополнять командой "Сидеть". Очень эффективно применение хлыста по т.н. интенсивной методике, но этот прием лучше использовать профессиональным дрессировщикам.
Если собака очень любит апортировать, то это желательно использовать. Левой рукой держите собаку на коротком поводке, фиксируя ее отклонения, а правой манипулируйте предметом, привлекая ее внимание. В зависимости от азарта и обученности собаки предмет можно держать в руке или убрать за пазуху, полностью или частично. В качестве поощрения собака изредка получает желанный предмет.
Обучать этой команде лучше всего в возрасте 4-5 месяцев, пока собака не слишком сильна.
Команда "Место"
Уложить собаку возле левой ноги командой "Лежать", после чего положить перед ее лапами какой-либо предмет (кроме апортировочного), например, сумку, указать на него рукой и дать команду "Место", после чего, распустив поводок, отойти на расстояние 3-4 метра. Некоторое время постояв, подозвать собаку, поощрить ее и, спустя полминуты, указывая правой рукой на предмет, подать команду "Место". Немедленно взять собаку за поводок, бегом отвести ее на место и там быстро уложить и поощрить. Любые промедления собаки при исполнении пресекаются рывками поводка, а поощрение на месте должно быть очень радостным, однако не провоцирующим ее срываться из лежачего положения. Постепенно надо довести выдержку на месте до максимальной длительности. Полезно иногда выполнять это упражнение возле магазина, войдя в который, можно сквозь витринные стекла наблюдать за оставленной на улице собакой, оставаясь незамеченным и имея возможность быстро и своевременно пресекать нарушения команды.
Высылание вперед с последующей укладкой
Это один из сложнейших навыков послушания. Необходимо добиться того, чтобы собака по команде "Вперед" удалялась от дрессировщика в строго указанном направлении не менее, чем на 50 метров, и укладывалась по первой команде "Лежать" в любой момент пробежки. Разумеется, собака должна уже безукоризненно знать команду "Лежать".
Собака с охотой удалится, если будет знать, что в направлении, указываемом дрессировщиком, всегда имеется нечто интересное. Чем интереснее для собаки обнаруживаемый объект, тем активнее и дальше будет удаляться собака и тем быстрее усвоит этот навык. С точки посыла объект не должен быть виден. Это может быть предмет, обозначающий место (для собак, идеально выполняющих этот навык), апортировочный предмет (для собак, любящих апортировку), спрятавшийся фигурант (для собак, любящих задержание) или кто-то из членов семьи (если на этом заканчивается занятие и его присутствие не помешает работе). Кроме этого, высылание собаки вперед, ведущее к обнаружению предметов, - это отличное подготовительное упражнение для обучения поиску предметов на местности.
Дрессировщик с собакой на поводке делает несколько шагов в нужном направлении, затем производит направляющий жест и подает команду "Вперед". На первых занятиях объект должен быть недалеко, и дрессировщик бежит до него вместе с собакой и радостно поощряет ее за обнаружение. Однако, уже на 4-5-м занятии объект обнаруживается в 60-70 метрах (так создается запас прочности в выполнении навыка). Дрессировщик в ходе пробежки 2-3 раза резко укладывает собаку командой "Лежать", фиксируя ее на 20-30 сек, и продолжает движение до объекта.
На следующем этапе дрессировки собаку пускают без поводка, а дрессировщик остается на месте подачи команды. Приблизительно в середине пути он с места подает команду "Лежать", подходит к лежащей собаке, поощряет, после чего усаживает ее, вновь поощряет. По нормативам посадкой собаки упражнение заканчивается, однако даже обученная собака иногда должна иметь возможность продолжить пробежку и обнаружить объект, иначе активность работы будет снижаться.
Подача апортировочного предмета
В основе апортирования лежит инстинкт охоты на мелких животных. Вспомним некоторые его элементы: ключевые стимулы - нечто маленькое и удаляется; критический период - 2,5- 3 месяца, поэтому лучше всего начать подготовку именно в этом возрасте. Пристегнув щенка на тоненький поводок, покатите перед ним небольшой мячик или набитую тряпками детскую варежку, следом пустите щенка, а когда он схватит предмет в зубы, то привлеките его к себе, мягко корректируя движения поводком. После того, как он подойдет, с восторгом за это поощрите. Уже в трехмесячном возрасте реально обучить щенка основам всего комплекса апортирования. Однако основное, чему следует уделить внимание во время критического периода, - это привитие щенку интереса к самым различным предметам: мокрым и грязным или обледеневшим, к тряпкам и палкам, к пластиковым и стеклянным бутылкам, к металлическим предметам и др.
Обучение подросшей или взрослой собаки лучше начать так: усадите ее возле ноги и правой рукой предложите предмет, производя привлекающие действия. Если собака предмет взяла, то поощрите ее командой "Гуляй" и игрой. С каждым разом добивайтесь все более длительного удерживания предмета в зубах, отсрочивая поощрение и про-
изводя предметом возбуждающие движения. На следующем этапе следует дать собаке предмет и начать движение рядом. Если собака уверенно носит предмет, то далее надо отработать повороты в движении и остановки с посадкой, время от времени поощряя собаку игрой. На следующем этапе бросьте предмет примерно на два метра и пошлите собаку командой "Апорт". Убедившись, что она предмет взяла, повернитесь и идите в сторону, подав команду "Рядом", а когда собака пристроится, радостно ее поощрите. Если это у собаки не вызовет затруднений, то в дальнейшем можно перейти к исполнению комплекса апортировки полностью: усадив собаку, бросить предмет, поначалу недалеко, после выдержки послать собаку командой "Апорт", когда она взяла предмет, поначалу помогите ей командами "Апорт", "Ко мне", а затем, когда она подбежит и сядет возле ноги, после некоторой выдержки поощрите ее. Если нормативы требуют посадки с предметом перед дрессировщиком, то необходимо своевременно подать команду "Сидеть" и после выдержки забрать предмет. При отработке этого навыка не забывайте второе правило К. Прайор: нельзя одновременно отрабатывать поднесение предмета и выдержку - все действия отрабатываются поочередно.
Если собака склонна апортировочный предмет грызть или трепать, то следует использовать предметы, к этому не располагающие: тяжелые или сделанные из материала, не слишком для собаки приятного.
Апортирование с усложнениями
Обучив собаку апортированию, следует ее также научить выполнять этот навык с некоторыми усложнениями.
Во-первых, приносить предмет, проходя через различные барьеры. Разумеется, обучать этому следует только собаку, умеющую легко преодолевать эти препятствия. Поначалу собака должна работать на поводке и в сопровождении своего дрессировщика, а в последующем самостоятельно, руководимая лишь его командами.
Во-вторых, приносить предмет, заброшенный в густые заросли, провоцируя поиск по запаху. Обычно это не составляет проблемы; лишь поначалу, в случае затруднений собаке требуется некоторая помощь.
В-третьих, собаку необходимо обучить апортировать предметы, принадлежащие другим людям. Для этого надо ее усадить, взять аккуратно за один край двумя пальцами правой руки предмет с чужим запахом и, прикрыв левой рукой пасть собаки, поднести предмет на 2-3 см к ее носу и подать команду "Нюхай". Если собака заинтересованно принюхивается, то поощрить словом "Хорошо" (но не лакомством!). Через 5-6 сек
предмет убрать, а еще примерно через 5 секунд занюхивание повторить, после чего недалеко бросить предмет и послать за ним собаку. Если такое апортирование затруднений не вызывает, то в следующий раз предмет с чужим запахом следует забросить в густые заросли, чтобы обучить собаку поиску по чужому запаху.
Обучение собаки не брать корм с земли и у посторонних
Если вы собираетесь обучать свою собаку следовой работе, обыску местности или выборке человека, то отработку этого навыка следует отложить до времени, когда собака освоит все это. Пресекать попытки подбирать на улице всякую дрянь, конечно, следует, но целенаправленное обучение проводить пока не стоит. При обучении следовой работе очень часто используется поощрение лакомством с земли, а при выборке человека и обыске местности собаку часто поощряют лакомством из чужих рук, как бы это крамольно ни звучало для убежденных сторонников советской школы дрессировки. Если же ничему подобному вы своего боксера обучать не собираетесь, то начинать отучать от дурных привычек можно в возрасте 4-5 месяцев.
Итак, обучение следует начать с того, что пустить собаку на поводке гулять по участку, где предварительно был разбросан корм. Как только собака потянется за кормом, резко дайте команду "Фу" и сильно дерните за поводок. Таким образом пресекайте каждую попытку взять корм. Когда собака полностью прекратит попытки подбирать корм, будучи на поводке, необходимо продолжить обучение без него. Здесь необходимо доказать собаке, что у вас "длинные руки". Надо иметь возможность наказывать собаку на расстоянии. Для этого можно использовать небольшие камешки, заранее запасенные в кармане, рогатку (очень эффективно, если умеете из нее стрелять), электроошейник (если он реагирует на ваши сигналы, а нс на посторонние помехи).
Начать обучение собаки не брать корм из чужих рук следует с того, что взять ее к ноге на поводок и попросить постороннего предложить ей корм. Как только собака потянется за кормом, дайте ей команду "Фу" и резко дерните за поводок. Сила рывка должна быть такой, чтобы собака не попятилась, но расхотела брать корм. Таким способом пресекайте все попытки взять корм. Помощник наказывать собаку никогда не должен, все наказания производит только сам дрессировщик, иначе собака будет пугаться посторонних людей.
Приучение собаки к выстрелу
Щенка, как уже говорилось, нельзя выращивать в тепличных условиях, без выхода из квартиры или в изолированной питом ничьей клетке, потому что так получится собака, которая будет пугаться не только выстрела, но и всего подряд. И, напротив, щенок, выросший в обогащенной среде, знакомый с шумом города, поездками в различном транспорте, с грохотом проезжающего поезда, становится смелой служебной собакой.
Знакомя щенка с выстрелом впервые, желательно стрелять достаточно далеко, примерно в 80 метрах, в момент, когда он увлечен веселой игрой или выполняет какие-либо твердо выученные команды. Если собака приостановила выполнение действий, то ее надо подтолкнуть к продолжению их исполнения. В дальнейшем следует повторять выстрелы ближе и в различных ситуациях. Очень редко встречаются собаки с врожденной панической боязнью выстрелов, громких звуков, и приучить их к выстрелу невозможно совсем - таких животных из племенного разведения выбраковывают безоговорочно.
В.Новиков
|